g

Автомобильные кроссоверы

Автомобильные кроссоверы

Перед покупкой кроссовера изучите подробно инструкцию по его использованию. Кроссоверы могут предназначаться исключительно для сабвуфера или иметь разъёмы для подключения динамиков.

Если Ваша система состоит из двух усилителей, Вам стоит приобрести трёхканальные кроссоверы, имеющие разъёмы как для сабвуфера, так и для динамиков. При покупке кроссовера стоит обратить внимание на такой показатель, как крутизна спада фильтра, которая в данном случае должна быть не менее 18 дБ на октаву. Если этот показатель ниже, то басы на выходе получаются искажёнными, что улавливается на слух и портит впечатление от звука. Если же Вы используете узкополосный сабвуфер, то крутизна спада должна быть ниже - до 12 дБ на октаву.

Обычно частота отсечки звука, который поступает на сабвуфер, имеет границы от 75 до 150 Гц. Важно, чтобы в этом диапазоне была предусмотрена трёх- или четырёхступенчатая регулировка. Наличие плавной регулировки ещё лучше, поскольку позволяет подстроить сабвуфер под другие компоненты акустической системы более точно.

Как показывает практика, даже при подключении основных динамиков к высококачественным кроссоверам при "заваленной" АЧХ в воспроизведении мидбасов сабвуферами, предусмотреть оптимальную отсечку частоты кроссовера сабвуфера невозможно. Поэтому при отсутствии плавного регулятора частоты отсечки есть риск либо получить в этом диапазоне нежелательный пик, либо прихватить ненужные мидбасы.

Если Ваш усилитель рассчитан и на основные динамики, Вам стоит обратить внимание на автомобильные кроссоверы с высокочастотными выходами. При этом дополнительный кроссовер для отсечения басов из звука, что идёт на основные динамики, станет не нужен. Крутизна спада на таких выходах должна составлять 6 - 12 дБ и более на октаву.

Не стоит забывать о частотном фильтре. Фильтр ультранизких (лежащих за порогом слышимости) частот не позволяет им попадать на вход сабвуфера. Звуки такой частоты не могут быть услышаны, но могут перегрузить и вывести из строя сабвуфер. Установка фильтра поможет предупредить повреждения сабвуфера и устранить щелчки при включении. Фильтр сверхнизких частот просто необходим, если Вы используете сабвуферы портированного типа. Ящик таких сабвуферов герметичный, поэтому воздух, находящийся у него внутри, не может в достаточной степени смягчить удар.

Чтобы улучшить отдачу сабвуферных систем и при этом их не перегрузить, достаточно будет усиления сигналов 40 - 45 Гц на 5 - 10 дБ.

С помощью переключателя полярности переполюсовка сигнала может быть произведена без переключения проводов. Экспериментальным путём следует найти то положение переключателя, при котором слышна наибольшая отдача на низких частотах.

Возможно, Ваш усилитель не оснащён выходами сигналов уровней предварительного усиления. Тогда большим преимуществом кроссовера является наличие специальных входов для сигналов уровней динамиков. При этом отпадает необходимость приобретения конверторов сигнала. Большинство кроссоверов имеют такие входы.

При приобретении кроссовера стоит обратить внимание и на оплётку, которая должна быть расположена поверх изоляции. Это гарантирует качественную шумозащиту.

Практически все модели кроссоверов оснащены регуляторами выходной мощности, хотя используются они редко, поскольку выходная мощность регулируется ещё в усилителе.

Многие системы имеют функцию автоматического включения. Такие системы отслеживают наличие сигнала на динамиках и при включении головного устройства посылают сигнал на включение сабвуфера. Это особенно удобно и экономит немало времени, если сабвуфер находится в багажнике автомобиля.

Обратите внимание и на функционал Вашего усилителя. Часто усилитель уже имеет все вышеописанные устройства, и нет смысла дублировать их в кроссовере.